Сегодня: 14.12.2017   RSS Newsfeed
Главное меню
Главная
Программы
Документы
Наши внедрения
Ссылки
Обратная связь
Поиск
FAQ
Статистика
Яндекс цитирования

RSS

Все, что нужно знать об эксплуатации ККТ Версия для печати
05.02.2009

 Автор: Екатерина Тюрина
Источник: журнал "Московский бухгалтер" (посмотреть все статьи)

Контрольно-кассовая техника требует к себе повышенного внимания, как со стороны предпринимателей, так и со стороны проверяющих органов. Сегодня рынок подобной продукции изобилует разнообразием. Однако необходимо помнить, что не все аппараты можно свободно применять в работе. Подробности выяснил «Московский бухгалтер».

ККМ «в законе»

Организации и , которые осуществляют наличные расчеты с клиентами, по закону обязаны при совершении денежных операций применять контрольно-кассовую технику (ККТ) или бланки строгой  (БСО). Как и любая норма, установленная государством, использование ККТ должно соответствовать ряду правил.

В Государственном реестре контрольно-кассовых машин (ККМ) кассовые аппараты имеют следующую классификацию: пассивные системные ККМ, активные системные ККМ, автономные ККМ, фискальные регистраторы. Также следует помнить, что не все кассовые аппараты, которые можно сегодня купить, официально одобрены государством. За использование технических средств кассового контроля не надлежащего образца, то есть тех, которые не вошли в Государственный реестр подобной техники, налагается штраф, предусмотренный Кодексом об административных правонарушениях.

Все кассовые аппараты, которые официально разрешается применять в работе, предварительно проходят специальную процедуру, рассказывает начальник отдела обеспечения ведения Госреестра ККТ Федерального агентства по промышленности Анатолий Сурков:

— При включении сведений о моделях ККМ в Государственный реестр контрольно-кассовых машин Государственная межведомственная экспертная комиссия по ККМ использует материалы экспертиз, подтверждающие соответствие моделей кассового оборудования установленным техническим требованиям к кассовым машинам для конкретных сфер их применения.

Полный перечень кассовых аппаратов, разрешенных для использования, в свободном доступе можно найти на сайте Федерального агентства по промышленности (www.rosprom.gov.ru). Последними обновлениями госреестра стали контрольно-кассовые машины: «СПАРК-617ТК версия 01», «СПАРК-617ТК версия 02», «МИКРО 103К версия 02», «МИКРО 104К версия 02», «ШТРИХ-ТАКСИ-К», «Flaton-11K», «Велес-01К», «МИНИКА 1102.3К», «МИНИКА 1105К», «СП301ФР-К».

Обновленные требования

Закон № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» выдвигает три основных требования к подобному оборудованию. Во-первых, аппарат должен быть зарегистрирован в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального в качестве налогоплательщика. Во-вторых, ККМ должна быть исправна и опломбирована в установленном порядке. В-третьих, аппарат должен иметь фискальную (контрольную) память и эксплуатироваться в фискальном режиме. Расширенный список правил использования кассового оборудования изложен в «Положении о применении и регистрации контрольно-кассовой техники», утвержденном постановлением правительства от 23 июля 2007 г. № 470. В этом же документе прописана процедура регистрации такого оборудования в налоговой инспекции.

Надо отметить, что с апреля этого года, согласно приказу Федеральной налоговой службы от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152, несколько изменилась форма бланка, который заполняется при постановке ККМ на учет. К примеру, теперь нет необходимости указывать данные о номерах расчетного, текущего и других счетов компании, в том числе и о том, в каких банках и когда они открыты. Также при оформлении регистрации не придется перечислять все имеющиеся у фирмы филиалы с указанием адресов и телефонов. А для того, чтобы поставить на учет кассу в обособленном подразделении, совсем не обязательно заполнять бланк от лица головного офиса: теперь это сможет сделать и представитель подразделения. Достаточно в первой строке бланка указать все реквизиты основной организации и филиала, а во второй — фамилию, имя, отчество и контактный телефон руководителя подразделения.

К заявлению также должны прилагаться: паспорт ККТ и договор о ее технической поддержке, заключенный с центром технического обслуживания (ЦТО). На то, чтобы налоговики внесли кассовый аппарат в книгу учета контрольно-кассовой техники, отводится пять рабочих дней с момента подачи всех необходимых документов. После этого инспекторы должны выдать представителю компании карточку регистрации и внести в паспорт ККТ отметку о постановке аппарата на учет.

Кстати, по новым правилам, чиновники больше не обязаны заблаговременно извещать предпринимателей об окончании срока использования их кассового оборудования. Налоговики теперь лишь ставят в карточке регистрации ККТ год выпуска аппарата и нормативный срок его амортизации, а фирмам предписывается самим следить за тем, чтобы не был превышен лимит эксплуатации оборудования. По окончании указанного времени инспекторы должны снять кассовое оборудование с учета. Раньше чиновники предупреждали о конце срока амортизации кассовой машины за 30 дней, теперь они сообщают об этом не позднее дня, следующего за днем истечения «срока годности», то есть постфактум.

Немного проще дело обстоит с перерегистрацией или досрочным снятием с учета кассовой техники. Заявление, которое подается в налоговую, составляется в произвольной форме, к нему прилагается паспорт ККТ и регистрационная карточка. Когда оформляется перерегистрация, инспекторы должны проставить все необходимые отметки за пять рабочих дней и по истечении этого времени вернуть бумаги представителю компании. Если речь идет о снятии ККМ с учета, регистрационная карточка фирме уже не возвращается.

Устраняем неполадки

Если в ходе проверки инспектор обнаружит нарушение в эксплуатации кассовой машины, он составит по данному факту соответствующий акт. В случае, если в компании в настоящий момент присутствует должностное лицо, проверяющий оформит также и протокол. В этих документах будет прописаны меры, которые должна предпринять провинившаяся компания. Далее представитель фирмы обязан явиться в налоговую для подписания протокола. Если в обозначенный срок он не придет, у инспекции будет повод для административного расследования и розыска. В общей сложности добиваться подписания этого документа можно не более двух месяцев. По истечении этого срока дело автоматически закрывается. Однако не стоит уповать, что вам простят выявленные оплошности: инспекторы возьмут компанию на заметку и будут применять другие методы воздействия. К примеру, сообщат о нарушении в торговый отдел местной администрации, который может просто не продлить разрешающие документы на право ведения торговой деятельности

Избегаем нарушений

При осуществлении денежных операций компаниям следует помнить, что не только отсутствие контрольно-кассовой техники является грубым нарушением постановления Высшего Арбитражного Суда от 31 июля 2003 г. №  6, в котором предусмотрена административная ответственность за неприменение ККМ. Если аппарат есть, но он не зарегистрирован в инспекции, это приравнивается к его отсутствию. То же самое касается предпринимателей, использующих кассовую технику, не включенную в Государственный реестр. Штрафы грозят и тем фирмам, которые эксплуатируют ККТ без фискальной памяти. Если у кассы отсутствует пломба ЦТО или на ней видны повреждения, свидетельствующие о том, что, вероятно, кто-то имел доступ к фискальной памяти, или аппарат пробивает чек на сумму, которая меньше уплаченной покупателем, то за все эти нарушения компания отдаст от 30 000 до 40 000 рублей. Кассиру, совершавшему операции на кассовом аппарате, который не подходит хотя бы по одному из перечисленных выше пунктов, грозит денежное взыскание в размере от 3000 до 4000 рублей.

Штраф за одно нарушение налагается единожды. Пример приводит Дмитрий Ряховский, директор учебно-методического центра по подготовке профессиональных бухгалтеров и налоговых консультантов:

— Если кассир не пробил чек, он нарушил правила работы с наличностью и не применил ККТ. При этом инспекторы могут попытаться суммировать штрафы. Однако это незаконно. В соответствии с пунктом 2 статьи 4.4 Кодекса об административных правонарушениях, если за одно и то же нарушение ответственность предусматривается двумя и более статьями Кодекса, то накладывается только один штраф — тот, который больше.

Для того чтобы не бояться проверок налоговой инспекции, отслеживающих корректную работу кассовых аппаратов, и избежать неприятных последствий — достаточно всего лишь внимательно отнестись к соблюдению всех норм, предусмотренных законодательством в части применения ККМ.

Лента новостей
Яндекс.Погода
  
Вверх Вверх