Сегодня: 04.12.2024   RSS Newsfeed
Главное меню
Главная
Новости ККТ
Программы
Услуги
Документы
Наши внедрения
Ссылки
Поиск
FAQ
Реклама от google
Статистика
Яндекс цитирования

RSS

Вышел в свет 50-й, юбилейный выпуск журнала "Контрольно-кассовые машины"...
17.09.2009

 Анатолий Семенович Кленовский,
советник государственной налоговой
службы Российской Федерации
2 ранга, советник государственной
гражданской службы Российской
Федерации 1 класса, начальник
отдела организации контроля
за применением ККТ Министерства
потребительского рынка и услуг
Московской области

 

 

 

ККТ-Надежный и чесный помошник предпринемателя


Нынешнее состояние кассовой отрасли

«Все действительное – разумно», – утверждал Гегель. И, наверное, если бы в этом не было необходимости, 130 лет назад ресторатор Джеймс Ритти, заподозривший своих служащих в недобросовестности, не изобрел бы кассу – устройство для контроля за выручкой.

Она и сегодня успешно выполняет свою задачу. Кассовый аппарат может выдать предпринимателю отчет о поступившей выручке в любое время и за любой промежуток времени, хранит эту информацию в течение срока работы кассы. Более того, в сочетании с другой техникой, касса (или контрольноDкассовая
техника, ККТ) может выполнять множество других функций. Подключите к ней электронные весы, сканеры штрихового кода, включите в состав компьютерных сетей (в сочетании с бухгалтерскими пакетами программ «1С», «Парус», «Квестор» и др.) – и вы получите автоматизированный складской и бухгалтерский учет. В режиме реального времени будете иметь информацию о том, какой товар, в какое время и по какой цене продан продавцом, какой товар остался на складе и т. д. Умножьте это на несколько торговых точек – и перед вами электронная система управления сетью магазинов, удобная, эффективная и единственно возможная в эру технического прогресса и автоматизации труда.

КонтрольноDкассовая техника изначально была призвана облегчить работу предпринимателя, сделать его бизнес прозрачным и для него самого, и для покупателя, и для государства. В настоящее время контрольно кассовая техника является единственным фискальным инструментом государственного контроля за движением наличных денежных средств в стране.

За последние несколько лет количество ККТ, применяемой в различных сферах, возросло более чем в 10 раз, ежегодно производится свыше 600 тыс. единиц ККТ, количество эксплуатируемой ККТ превысило 3,5 млн. единиц.

Сфера применения ККТ значительно расширилась: помимо услуг еще и на работы, кроме денег на платежные карты. Теперь ККТ применяется не только при расчетах с населением, но и при наличных расчетах организаций и индивидуальных предпринимателей. Практически все население страны соприкасается с кассовой техникой, покупая товары, заказывая услуги, приобретая билеты в железнодорожных кассах, в метро, оплачивая бензин, сотовую связь. Кассовая техника широко применяется в банках, при оплате коммунальных платежей, кредита, и т. д. Покупателей и клиентов обслуживают около 4 млн. кассиров-продавцов.

В кассовой отрасли более 70 заводов – производителей кассовой техники и комплектующих, свыше 2,5 тыс. центров технического обслуживания ККТ, лаборатория эталонных образцов контрольноDкассовых машин, тысячи учебных центров по подготовке кассиров операционистов ККТ, государственные органы, осуществляющие ведение государственного реестра ККТ, регистрацию и контроль за применением ККТ, регистрацию организаций в качестве центров технического обслуживания ККТ и другие.

Однако ситуация в кассовой отрасли в настоящее время сложилась так, что эта отрасль осталась без государственного регулирования. Выстроенная годами система работы инфраструктуры отрасли распалась. Орган, вырабатывавший единую государственную политику по вопросам кассовой техники и координировавший работу всех министерств, ведомств и организаций, занятых в кассовой отрасли, который решал все технические и организационные вопросы, связанные с кассовой техникой (Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольноDкассовым машинам, ГМЭК), – в 2004 году упразднен.

В результате в настоящее время разрозненно осуществляют деятельность структурные элементы бывшей системы: разработчики, экспериментаторы, производители кассовой техники, поставщики, центры технического обслуживания ККТ, пользователи, кассиры и т. д.

На несколько федеральных министерств, ФНС России, ФСБ России и органы исполнительной власти субъектов РФ возложен узкий круг полномочий, что не позволяет, из за межведомственных барьеров, оперативно решать назревшие проблемы, связанные с кассовой техникой, тормозит эффективное развитие бизнеса.


Трудности реализации Федерального закона № 54"ФЗ

Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев на встрече с руководителями партий 28 января 2009 года обратил внимание на то, что между законами и подзаконными актами, без которых закон не будет действовать, имеется серьезный разрыв во времени. Он поставил задачу этот разрыв максимально сократить. Это полностью касается реализации Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54DФЗ
«О применении контрольноDкассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», который до сих пор, по истечении почти шести лет не может быть реализован в полном объеме. Нормативные акты, предусмотренные законом, изDза межведомственных барьеров согласовываются годами.

• Согласование Правил ведения государственного реестра ККТ продолжалось три с половиной года, при этом до сих пор, в течение пяти с половиной лет, не утверждены технические характеристики и параметры функционирования ККТ.
• Согласование Положения о регистрации и применении контрольно кассовой техники тянулось четыре года. При этом в Положении не нашли отражения многие важные вопросы:
– не утвержден порядок применения ККТ, хотя это звучит в названии документа;
– не определен орган, отвечающий за организацию применения ККТ;
– не узаконено обязательное применение электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ), хотя она уже применяется на большей части кассовой техники и в Государственный реестр ККТ включена только ККТ с ЭКЛЗ;
– не даны четкие формулировки понятий торговых мест, указанных в Федеральном законе, при торговле с которых должна применяться ККТ, и не определен орган, утверждающий эти понятия, поэтому на местах их трактуют по разному;
– нормативно не закреплена регистрация организаций в качестве центров технического обслуживания ККТ органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которая 13-летней практикой подтвердила свою необходимость и эффективность. За сохранение данного порядка регистрации
ЦТО высказались в обращении в Правительство РФ девять губернаторов ЦФО и получили поддержку Мипромэнерго, Минэкономразвития России, других заинтересованных федеральных органов (письмо от 08.11.2007 г. № ДМD6596/05);
– права предпринимателей по регистрации ККТ в налоговом органе не должны зависеть от формы предпринимательства (организация или индивидуальный предприниматель). Однако для индивидуальных предпринимателей установлена регистрация ККТ по месту жительства. Логика подсказывает, что ККТ должна быть зарегистрирована в налоговом органе, который будет контролировать ее применение, то есть в инспекции по месту осуществления деятельности, как это установлено для организаций. Порядок регистрации ККТ для предпринимателей по месту жительства не позволяет огромному количеству предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в других местах, зарегистрировать ККТ в инспекции по месту осуществления деятельности, что создает проблемы по техническому обслуживанию ККТ и ежегодной замене ЭКЛЗ. Вместо того чтобы зарегистрировать ККТ в инспекции и обслуживать ее в ЦТО в шаговой доступности от места использования, это приходится делать порой за тысячи километров от места применения ККТ;
– ни один орган не уполномочен утверждать порядок опломбирования ККТ, поэтому в каждом субъекте РФ опломбирование производится по разному.
• Согласование утверждения образца паспорта ККТ, в который должна наклеиваться одна из частей маркиDпломбы, применяемой во всей России, тянется уже полтора года. Из за отсутствия нормативных актов, перечисленных выше, кассовая отрасль вынуждена использовать нормативные акты Минфина России, Госналогслужбы и ГМЭК 1993–1995 годов, которые требуют приведения их в соответствие с новым законодательством.

Правовой вакуум в вопросах реализации закона № 54DФЗ приводит к массовым нарушениям правил применения ККТ и многочисленным обращениям к Президенту РФ и в Правительство РФ, в федеральные и региональные органы государственной власти, к жалобам и судебным разбирательствам.В таких условиях кассовая отрасль не может функционировать нормально.


Большинство специалистов кассовой техники высказывается за создание органа, аналогичного ГМЭК по ККМ, эту позицию разделяют такие организации, как Международный союз экономистов, Ассоциация «РосКасс», Комитет по ЦТО ТорговоDпромышленной палаты Московской области и другие.

Возникла острая необходимость создания единого государственного органа, вырабатывающего государственную политику по вопросам кассовой техники и координирующего работу всех составляющих инфраструктуры кассовой отрасли, который займется решением назревших проблем и ликвидацией межведомственных барьеров в вопросах кассовой техники. Этот орган обеспечит реализацию Федерального закона № 54DФЗ в полном объеме.

Пути реализации предложений В. В. Путина по ККТ:
как, облегчая жизнь плательщикам ЕНВД, не забыть об остальных россиянах

На Всероссийском форуме по малому и среднему предпринимательству 22 апреля 2009 года Председателем Правительства РФ Владимиром Владимировичем Путиным были высказаны предложения об освобождении от применения ККТ предпринимателей, уплачивающих налог на вмененный доход (при этом было обращено внимание на необходимость безусловного обеспечения
прав потребителей), о возможности использовать более простую технику или вообще выписывать чеки вручную (было сказано, что эту систему нужно будет разработать).

К реализации предложений В. В. Путина необходимо подойти взвешенно, с учетом курса страны на развитие, а также с учетом аргументов против отмены применения ККТ для плательщиков ЕНВД.

Об освобождении от применения ККТ предпринимателей, уплачивающих налог на вмененный доход

В настоящее время уже освобождены от применения ККТ плательщики ЕНВД, осуществляющие:
оказание услуг населению, при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности;
разносную мелкорозничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи);

торговлю в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;

торговлю из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином;

торговлю вразвал овощами и бахчевыми культурами;

обеспечение питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;

продажу газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 % и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

продажу проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;

продажу в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;

продажу в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско акушерских пунктах;

продажу по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

В целях реализации предложений Председателя Правительства РФ предлагается в дополнение к плательщикам ЕНВД, уже освобожденным от применения ККТ:

– освободить от применения ККТ плательщиков ЕНВД, реализующих продукцию собственного производства; плательщиков ЕНВД, осуществляющих торговлю лично, а не через продавцов; плательщиков ЕНВД, имеющих одну торговую точку;
– разрешить плательщикам ЕНВД использовать более простую кассовую технику без ЭКЛЗ, что в два раза ее удешевит;

– не освобождать от применения ККТ плательщиков ЕНВД имеющих несколько торговых точек площадью до 150 кв. м, размельчивших свои торговые площади с целью уклонения от уплаты налогов по общей системе налогообложения, имеющих общую площадь торговых точек более 150 кв. м. Они не должны иметь льготы по отношению к предпринимателям, имеющим одну точку площадью более 150 кв. м, создающую нормальные условия для продавцов и покупателей, для надлежащего хранения товаров, оснащенную современным оборудованием и обеспечивающую цивилизованную торговлю. Все это позволит обеспечить достижение целей применения ККТ, указанных в Определении Конституционного суда РФ от 24.02.2005 г. № 22-О, которым установлено, что обязательное использование контрольно-кассовой техники при осуществлении организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт
преследует конституционно значимые цели и направлено на обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав потребителей, а также на охрану установленного порядка торговли и оказания услуг, фискальных интересов государства, финансовой (в том числе налоговой) дисциплины.

Необходимо также отметить, что в отдельных сферах торговли продовольственными товарами, такими как хлеб, овощи и фрукты и т. д., идея оформления и выдачи бланков строгой отчетности вместо применения ККТ, которая быстро, в автоматическом режиме считает деньги за покупку, сумму сдачи и отпечатывает
чек, практически нереализуема из"за непрерывного потока покупателей, поскольку приведет к огромным очередям.

Также необходимо учитывать нецелесообразность отмены ККТ при торговле товарами, требующими взвешивания. Для защиты потребителей от обвесов и обмана широко применяются электронные весы, информация с которых заводится на ККТ. В случае отмены ККТ в торговле с применением электронных весов придется использовать дополнительные счетные устройства, что вновь приведет к злоупотреблениям в отношении потребителей.

Решение об отмене применения ККТ для плательщиков ЕНВД необходимо принимать с учетом целого ряда обстоятельств:

– Государственная Дума уже 11 раз рассматривала законопроект об отмене применения ККТ для плательщиков ЕНВД и 11 раз не принимала закон, считая его не соответствующим Конституции РФ, нарушающим права других предпринимателей. Статья 19 Конституции РФ гласит: все равны перед законом и судом, это касается и предпринимателей. Поэтому освобождение определенных категории плательщиков налога от применения ККТ нарушает права других предпринимателей – плательщиков налогов, торгующих аналогичными товарами;
– Правительство РФ давало по данному законопроекту отрицательные заключения от 16.06.2004 г. № 3405пDП13, от 12.08.2006 г. № 2959п П13, от 29.12.2007 г. № 5626п п13 за подписью заместителя Председателя Правительства РФ А. Жукова;
– против отмены применения ККТ для плательщиков ЕНВД выступают Минфин России, Минпромторг России, ФСБ России, ФНС России;
– против отмены применения ККТ высказался Международный союз экономистов, который провел анализ по данному вопросу и представил его в Правительство РФ (письмо от 24.06.2008 г., исх. № 124/01) и в Общественную палату РФ (письмо от 29.10.2007 г. № 143/01), где указано, что более 70 % субъектов
РФ высказались против отмены ККТ для плательщиков ЕНВД. Нельзя не принимать во внимание, что отмена применения ККТ для плательщиков ЕНВД приведет:

– к нарушению статьи 19 Конституции РФ, гарантирующей равные права, в том числе и предпринимателей, находящихся на разных системах налогообложения по применению ККТ;
– к обострению кризиса в кассовой отрасли;
– к серьезным социальным потрясениям: потере сотен тысяч рабочих мест у производителей и поставщиков кассовой техники, в центрах технического обслуживания ККТ и т. д.;
– к развалу производства российской кассовой техники;
– к измельчению предпринимательской среды с целью сокращения размера площади торгового зала с тем, чтобы перейти на систему налогообложения с ЕНВД;

– к бесконтрольности наличного денежного оборота и резкому увеличению «черного нала»;
– к увеличению реализации контрафактных и фальсифицированных товаров;
– к потере информации оперативного, налогового и бухгалтерского учета, необходимой для формирования достоверной налогооблагаемой базы;
– к осложнению работы налоговых органов по учету объектов налогообложения;
– к усложнению процесса вступления России в ВТО, поскольку сегодня повсеместно используется компьютеризированная система товарного и денежного учета с применением ККТ, что способствует обеспечению сохранности товарно материальных ценностей.
На Всероссийском форуме была отмечена дороговизна ККТ. Надо отметить, что затраты на ККТ непомерно преувеличены. Если привести их к одному дню, то получается не такая уж страшная и непосильная сумма для малого и среднего бизнеса, как это пытаются представить заинтересованные в хаосе и устранении государственного контроля за наличным денежным оборотом лица.

Возьмем цифры, приведенные на форуме: 2 млн. ККТ по 15 тыс. рублей у плательщиков ЕНВД и расходы бизнеса на обслуживание ККТ 10 млрд. рублей.

ККТ используется 7 лет. Приведем стоимость к одному дню. 15 тыс. рублей разделим на 7 лет и на 365 дней. Получим 5,9 рубля в день. 10 млрд. разделим на 2 млн. и на 365 дней в году. Получим 13,7 рубля в день.

Итого расходы на ККТ составляют 19,6 рубля в день при нескольких тысячах рублей дневной выручки. Это единицы процентов. Затраты на ККТ соизмеримы со стоимостью пачки сигарет, мороженого, бутылки воды, со стоимостью проезда в городском транспорте и т. д.

При этом наличный денежный оборот предпринимателей, уплачивающих ЕНВД, по данным Минэкономразвития России составляет 11 трлн. рублей в год, а в качестве налогов от этой суммы в бюджет поступает лишь 0,5 %. Такого льготного налогообложения не имеет ни одна категория налогоплательщиков России.

При подготовке и принятии окончательного решения по этому вопросу в Государственной Думе нельзя допустить поспешности. Необходимо проявить здравый смысл, учесть мнение специалистов по вопросам ККТ, прежде всего специалистов кассовой отрасли. Учесть мнение Минфина России, который понимает важность применения кассовой техники для контроля за наличным денежным оборотом, особенно в кризисное время. Нельзя забывать и необходимо обязательно учесть при принятии решения, что готовятся изменения в налоговом законодательстве, которые предусматривают отмену ЕНВД, введение налога с продаж. Все это подтверждает преждевременность и поспешность отмены ККТ для всех плательщиков ЕНВД.

Надо учитывать и то, что глава экспертного управления Президента РФ Аркадий Дворкович заявлял в прошлом году о замене ЕНВД на уплату налога с помощью патентов. Директор департамента Минэкономразвития Андрей Шаров считает, что ЕНВД вообще необходимо упразднить. Практика Москвы, где ЕНВД не применяется, дает положительные результаты в сравнении с регионами, перешедшими на систему налогообложения в виде ЕНВД.

По словам Аркадия Дворковича, рассматривается вопрос об отмене НДС и введении вместо него налога с продаж. Тогда тем более нельзя отменять ККТ, фиксирующую выручку от продаж, с которой и будет начисляться налог. Сумма налога может сразу отражаться на кассовом чеке.

Газета «Комсомольская правда» от 27.04.2009 г., комментируя предложения В. В. Путина, подняла интересную тему. Как покупатели будут защищать свои права? И нельзя не считаться с высказанными мнениями.

Преобразования по отмене применения касс касаются плательщиков ЕНВД, а будут ли аплодировать потребители? Подразумевается, говорится в газете, что в отсутствие кассового чека покупателю должен быть выдан товарный или, на худой конец, какая нибудь квитанция, подтверждающая приобретение товара или услуги. Юрист Союза потребителей РФ Антон Недзвецкий уверен, что вместо кассового чека предприниматели предложат аналогичную чеку форму. Факт покупки также подтверждают гарантийный талон и товарный чек. А теперь представьте, как вы все эти бумажки требуете в продуктовой палатке, покупая колбасу… Путин, правда, «разрешил» выдавать «рукописные чеки»! Ведь печать квитанций потребует покупки оргтехники, а также программного обеспечения…

Но что будет, если, например, от колбасы покупатель заработал отравление, или после салона красоты на себя без слез не взглянешь, или сантехники криво установили унитаз? «Наличие кассового чека является важным аргументом в суде для получения компенсации», – говорит юрист Андрей Прохоров. Не всегда
«некая квитанция» удовлетворяет судей. Квитанции с печатями можно купить и нарисовать любые цифры. А если вы явитесь с «рукописным чеком»?

«Без кассового чека нельзя обойтись, если вы подтверждаете командировочные расходы», – добавляет консультант по бухучету Елена Анохина.

До последнего против законопроекта был Минфин. В ведомстве Кудрина приводили такой пример: такси попало в аварию, пассажир пострадал. Нет чека от таксиста – вряд ли стоит рассчитывать на выплаты по ОСАГО…

Минфин, конечно, в основном беспокоится по поводу налогов: именно на основе анализа данных с кассовых аппаратов налоговики могут точно оценивать выручку предпринимателей. Отмена касс может повлечь за собой массовую реализацию неучтенного товара. Как считает замминистра финансов Сергей Шаталов, определение показателей, необходимых для исчисления и уплаты налогов, затруднится. А сейчас не то время, когда стоит бросаться налогами.

Никто не спорит: жизнь малым бизнесменам надо облегчать. Но как бы про всех остальных россиян при этом не забыть.

О возможности использования более простой техники

Предприниматели восприняли предложения В. В. Путина только как отмену касс, а вот о том, что он высказался за безусловное обеспечение прав потребителей, все как то забыли или посчитали это второстепенным. А ведь интересы потребителей, народа – это и есть самое главное в предложениях Председателя Правительства РФ.

Поэтому сначала нужно продумать, чем заменить кассы, чтобы не пострадал потребитель, а уже потом отменять их. Ведь не зря на форуме по малому и среднему предпринимательству В. В. Путин сказал, что эту систему нужно будет разработать.

Он предложил не просто отменить кассы, а использовать более простую технику. Она была, есть и будет – это дешевая, использовавшаяся годами техника без всякой ненужной, надуманной в последние годы комплектации в виде: электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) стоимостью более 8 тыс.
рублей, которую нужно ежегодно заменять, голограмм, паспортов версий, идентификационного знака и т. д., которые в разы увеличили стоимость ККТ.

Проблема не в кассах, они применяются во всем мире. Они необходимы, прежде всего, самим предпринимателям для контроля за своими продавцами, для получения в любой момент информации о выручке, о проданном товаре, для отчетности перед любым органом, для заключения договора в письменной форме в виде кассового чека. Это вычислительное, счетно суммирующее, чекопечатающее устройство автоматически считает и отражает на кассовом чеке сумму каждой покупки, общую сумму и сумму сдачи, быстро выдает чек, что значительно облегчает труд продавца и позволяет и предпринимателю и покупателю контролировать правильность уплаты денег продавцу за товар по выданному чеку.

Проблема в попытке заработать на ненужных «довесках» к ККТ. Включили в 2004 году в Государственный реестр только кассовую технику с ЭКЛЗ, которая не нужна ни предпринимателям, ни потребителям, ни налоговым органам. Налоговые органы используют, как и ранее, данные фискальной памяти, устройств для чтения информации ЭКЛЗ не имеют.

Спрашивается, кому нужно такое устройство, монопольно распространяемое ООО «Безант», которое необоснованно повысило на него цену в сентябре 2008 года на 1 тыс. рублей, а в феврале 2009 года еще на 1,5 тыс. рублей, из за чего возросла цена ККТ. Это привело к массовым возмущениям предпринимателей.

Отмените ЭКЛЗ – и проблема будет снята. Будет реальная помощь малому бизнесу, так как кассы подешевеют в два"три раза, будут сохранены интересы потребителей, которые будут получать кассовый чек – гарант защиты их прав перед продавцом или судом. Не нужно будет «изобретать велосипед» для реализации предложений В. В. Путина, и главное, что от этого никто не пострадает, кроме рвачей, пытающихся заработать на воздухе в виде никому не нужной ЭКЛЗ, а выиграют все: и предприниматели,
и потребители, то есть весь народ.


Лента новостей
Яндекс.Погода
  
Вверх Вверх